tag:blogger.com,1999:blog-72658146889007797002024-03-12T21:52:36.696-07:00Все в наших рукахЯна Сартанhttp://www.blogger.com/profile/17133650342603627983noreply@blogger.comBlogger3125tag:blogger.com,1999:blog-7265814688900779700.post-58376964004256339832011-09-25T11:19:00.000-07:002011-09-25T11:48:13.996-07:00Электронная школа. Штрихи к портрету<div dir="ltr" style="text-align: left;" trbidi="on"><link href="file:///C:%5CUsers%5CE99C%7E1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List"></link><style>
<!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:612.0pt 792.0pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:36.0pt;
mso-footer-margin:36.0pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
-->
</style> <br />
<div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Провела два дня в Казани. Своими глазами убедилась в том, что персональные компьютеры у каждого ученика – это не наше далекое и прекрасное будущее, а чудесное и очевидное настоящее. Это во-первых. Во-вторых, теперь знаю, что отвечать на реплики «молодые учителя в школу не хотят идти, им это неинтересно и не нужно». Так вот: в Казани девушки и юноши работать в школу идут, и им это нравится. Этим педагогам в среднем около 24-25 лет, и они красивые, улыбчивые и очень светлые. К ним мы вернемся чуть позже. Потому что начать нужно с того, что случилось в Республике Татарстан чуть более полутора лет назад. <a name='more'></a><o:p></o:p></span></div><span style="font-family: "Times New Roman"; font-size: 14pt;">Тогда президент Рустам Минниханов, едва вступив в должность, инициировал запуск масштабной программы «Электронное образование в Республике Татарстан» в сотрудничестве с компанией Intel и местным производителем комплектного оборудования ICL-КПО ВС*. </span><br />
<link href="file:///C:%5CUsers%5CE99C%7E1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List"></link><style>
<!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:612.0pt 792.0pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:36.0pt;
mso-footer-margin:36.0pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
-->
</style> <br />
<div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Что и как было проделано за время реализации этой программы в Татарстане? Что изменилось в школах, в сознании учителей, в самих детях? Об этом и шла речь на <b style="color: lime;">Первой международной конференции «Электронная школа – 2011», </b>состоявшей в середине сентября в Казани. Она была организована Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с корпорацией </span><span lang="EN-US" style="font-size: 14pt;">Intel</span><span style="font-size: 14pt;"> при поддержке Министерства информатизации и связи Республики Татарстан (РТ). <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Встреча получилась представительной: прибыло 45 делегаций из разных регионов России. В своем выступлении на пленарной части конференции <b style="color: lime;">министр образования и науки РТ Альберт Харисович Гильмутдинов</b> рассказал, что они выстраивают «пирамиду информатизации образования. На сегодняшний день она выглядит так: отобраны 53 школы (по одной в каждом районе республики), в них реализуется модель электронного образования «1 ученик – 1 компьютер». Для ее успешного воплощения в жизнь критически важно, чтобы в школах работали сильные учителя, поэтому мы стараемся оснастить их современным образовательным контентом. Кроме того, в сетевом образовательном пространстве Татарстана создано уже более полутора тысяч сообществ педагогов. Учителя «живут» в них – выкладывают свои разработки, берут методики коллег, обсуждают, предлагают решения разных ситуаций на уроках. Ежедневно через эти сообщества «прокачивается» около 70 гигабайт информации!» </span><br />
<link href="file:///C:%5CUsers%5CE99C%7E1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List"></link><!--[if gte mso 9]><xml> <w:WordDocument> <w:View>Normal</w:View> <w:Zoom>0</w:Zoom> <w:PunctuationKerning/> <w:ValidateAgainstSchemas/> <w:SaveIfXMLInvalid>false</w:SaveIfXMLInvalid> <w:IgnoreMixedContent>false</w:IgnoreMixedContent> <w:AlwaysShowPlaceholderText>false</w:AlwaysShowPlaceholderText> <w:Compatibility> <w:BreakWrappedTables/> <w:SnapToGridInCell/> <w:WrapTextWithPunct/> <w:UseAsianBreakRules/> <w:DontGrowAutofit/> </w:Compatibility> <w:BrowserLevel>MicrosoftInternetExplorer4</w:BrowserLevel> </w:WordDocument> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <w:LatentStyles DefLockedState="false" LatentStyleCount="156"> </w:LatentStyles> </xml><![endif]--><style>
<!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:612.0pt 792.0pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:36.0pt;
mso-footer-margin:36.0pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
-->
</style><!--[if gte mso 10]> <style>
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
</style> <![endif]--><span style="font-family: "Times New Roman"; font-size: 14pt;">Кроме этого, 42 тысячи педагогов за последний год здесь получили персональный ноутбук для выполнения административных задач и планирования уроков на дому за счет средств республиканского бюджета. Подобный проект - первый в России! </span><span style="font-size: 14pt;"><br />
</span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">А теперь - впечатления от школ. </span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><link href="file:///C:%5CUsers%5CE99C%7E1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List"></link><o:smarttagtype name="metricconverter" namespaceuri="urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags"></o:smarttagtype><style>
<!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:612.0pt 792.0pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:36.0pt;
mso-footer-margin:36.0pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
-->
</style> </div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">1420 учащихся и 93 педагога «населяют» <b style="color: lime;">школу № 177 с углубленным изучением отдельных предметов.</b> Акцент здесь делается на естественно-научный цикл. Это учебное заведение является крупнейшей школой в республике и первой, построенной по нетиповому проекту. Из 500 млн, в которые обошлось возведение такого дворца знаний, 60 млн ушло на покупку компьютерной и мультимедийной техники, лабораторного оборудования. Все это активно используется каждый день на всех уроках. И не только. Скажем, информационная система Vita Card помогает школьным врачам своевременно отслеживать необходимые прививки и делать мониторинг здоровья. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">С компьютерными измерительными лабораториями школьники на дружеской ноге. Ведь они позволяют проводить самые невероятные опыты и эксперименты. Например, исследовать уровень стресса улиток. Учащийся 10-го класса занимается этим после уроков на кружке. К моллюску прикрепляются специальные датчики, соединенные с компьютером, – на экране высвечивается информация. Стукнешь с силой по парте рукой – животное незаметно для человеческого глаза вздрагивает, а на электронном графике отображается его состояние. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Юные химики тоже не теряются: смело смешивают жидкости, что-то поджигают, разбираются с многочисленными колбочками, изучают информацию в компьютере. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Есть в школе и своя собственная видеостудия «Четверть», где ребята снимают и монтируют собственные сюжеты и фильмы. «Дети с огромным удовольствием осваивают студийное оборудование, учатся на нем работать. В наших планах – основать мини-телестанцию, которая будет заниматься съемкой, монтажом и трансляцией фильмов в локальную сеть, состоящую из 57 телевизоров», – делится наполеоновскими планами директор школы Ильдар Имамов. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><b style="color: lime;"><span style="font-size: 14pt;">Гимназия № <st1:metricconverter productid="19 г" w:st="on">19 г</st1:metricconverter>. Казани</span></b><span style="font-size: 14pt;"><span style="color: lime;"> </span>сделала ставку на две вещи. Во-первых, здесь внедряются передовые идеи Сингапура в области общего образования. Во-вторых, в ней очень много молодых учителей, которые пришли сюда буквально с университетской скамьи. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">«Информатизация и коммуникация стали в Сингапуре теми точками отсчета, благодаря которым их система образования превратилась в одну из самых эффективных в мире, а ученики заняли первые строчки в исследовании PISA, – говорит замдиректора по учебной работе Наталья Вадимовна Стахеева.<b> </b>– Руководство Татарстана отправило в Сингапур делегацию. В нее попал и наш директор – Ренат Заманов. Так мы подружились с зарубежными коллегами». <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Минувшим летом в школе был организован специальный курс повышения квалификации. Сингапурские специалисты проводили тренинги, делились опытом организации проектно-исследовательских работ, объясняли, как развивать критическое мышление учащихся, учили казанских педагогов примерять на себя новую роль – фасилитатора учебного процесса. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">В разговоре с семиклассниками перед уроком физики выяснилось, что они уже второй год ходят в школу со своими личными ноутбуками. При этом, по словам ребят, бумажный учебник пока не забыт: при подготовке к урокам 60% информации они берут из него, 40% – в электронных ресурсах. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Учебный процесс здесь очень разнообразный. Например, если ученики усваивают новый материал быстро, педагог может посвятить один-два урока тому, чтобы ребята занимались личными, интересными им проектами. Школьники объединяются в группы по четыре человека и работают над одной темой, проводят эксперимент, описывают его, объясняют друг другу то, что непонятно, а учитель в это время наблюдает и, если нужно, что-то поясняет. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;"><o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Помогла 19-й гимназии и грантовая программа «Наш новый учитель», учрежденная Министерством образования и науки РТ. Целых девять молодых преподавателей стали здесь обладателями этого гранта. Всем им пришлось выдержать немаленький конкурс. Из примерно 1200 человек, подавших заявки, отобрали лишь 150 ребят. По словам учителя химии и биологии Тимур а Владимировича Мамакова, среди условий участия в конкурсе на грант были такие: возраст не старше 35 лет, наличие высшего (не педагогического) образования, опыт работы в школе (если таковой был) не должен превышать 3 лет. "В качестве испытания мы выполняли тест, где были вопросы по педагогике и жизненной позиции, а после него – проходили собеседование, </span><span style="font-size: 14pt;">–</span><span style="font-size: 14pt;"> вспоминает Тимур. </span><span style="font-size: 14pt;">–</span><span style="font-size: 14pt;"> У меня, например, спрашивали про междисциплинарный подход, узнавали, могу ли я вести не только химию, но и биологию, физику". <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">С сентября этого года все те, кто выиграл грант, начали получать ежемесячную прибавку к заработной плате в размере 7500 рублей. Кроме этого, я получил новое оборудование для кабинета химии. Сам грант рассчитан на три года. То есть, по условиям, я минимум три года должен отработать в школе. Кстати, после окончания университета у меня было несколько вариантов трудоустройства. До того момента, как я выиграл грант, все они были предпочтительнее работы в школе. Но пока я не жалею о своем выборе. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Молодой преподаватель английского языка Флюс Фазылович Гарипов тоже обладатель гранта. Он с большим энтузиазмом внедряет в школьную практику междисциплинарный подход, пробуя свои силы в преподавании истории и географии. При этом с легкостью может перейти с русского на английский. Дети в восторге от своего учителя. На таких междисциплинарных уроках они могут получить оценки сразу по нескольким предметам, ведь вместе с Гариповым такое занятие ведут учителя физики и географии. И каждый может не просто проработать с ребятами свою предметную тему, но и поставить оценку. <o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 14pt;">Когда ученики объясняют, что они сначала рассчитали траекторию движения ракеты и вычислили место, откуда ее лучше запускать, затем составили с помощью информации из Интернета описание приэкваторных земель на английском, потом начертили карту, – все это кажется столь естественным, что удивляешься, как может быть по-другому… <o:p></o:p></span></div><span style="font-size: 14pt;"></span><br />
<br />
</div>Яна Сартанhttp://www.blogger.com/profile/17133650342603627983noreply@blogger.com1tag:blogger.com,1999:blog-7265814688900779700.post-51500365946753611992011-08-31T11:58:00.000-07:002011-09-25T11:23:26.981-07:00Шоу «Умной школы»<div dir="ltr" style="text-align: left;" trbidi="on"><link href="file:///C:%5CUsers%5CE99C%7E1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List"></link><style>
<!--
/* Font Definitions */
@font-face
{font-family:Calibri;
panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4;
mso-font-charset:204;
mso-generic-font-family:swiss;
mso-font-pitch:variable;
mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;}
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin-top:0cm;
margin-right:0cm;
margin-bottom:10.0pt;
margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:Calibri;
mso-fareast-font-family:Calibri;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-language:EN-US;}
a:link, span.MsoHyperlink
{mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
color:blue;
text-decoration:underline;
text-underline:single;}
a:visited, span.MsoHyperlinkFollowed
{color:purple;
text-decoration:underline;
text-underline:single;}
@page Section1
{size:595.3pt 841.9pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:35.4pt;
mso-footer-margin:35.4pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
-->
</style><br />
<div class="MsoNormal" style="line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-family: Arial; line-height: 150%;"><o:p></o:p></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Форум «Умная школа» состоялся в нашей столице в конце августа. Через пару дней после него я уселась за клавиатуру. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Итак, Национальный образовательный форум «Умная школа» был организован почти стихийно. В середине июля я первый раз о нем услышала, в конце августа он уже состоялся. С самого начала смущало несколько вещей.<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Громкое название.<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Организатор – член Комиссии по образованию Общественной палаты РФ Тина Канделаки, больше известная, конечно, как медиаперсона. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Финансирование – от медиакомпании «Апостол Медиа», принадлежащей Т.Канделаки. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Принципы организации – информация о нем нигде не появлялась, и я до последнего не была уверена, что на мероприятие попаду, ибо аккредитовали меня лишь за сутки до начала. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Цель, которая нигде не была озвучена.<a name='more'></a> <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><br />
</span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Форум начался с задержкой на полтора часа. 200 приглашенных педагогов поселили в отеле «Балчуг Кемпински» напротив Кремля. И пока организаторы проверяли в зале работу аппаратуры (как потом было заявлено), учителя и директора тихонько возмущались в приятно декорированном холле отеля. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Когда наконец все переместились в зал, освещаемый сиреневым светом ярчайших софитов, на сцену вышла хозяйка форума Тина. Рассказала про свою первую учительницу, провела исторический экскурс, из которого присутствующие узнали, сколько килограммов сыра и какую часть автомобиля ВАЗ могли купить учителя на свою зарплату в 80-е, 90-е и в 2000-е годы. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Ну а дальше началось шоу. Правда, называлось это панельными дискуссиями, или панелями. Кресла на сцене занимали несколько экспертов по образованию, модератором оставалась Тина, и начиналось обсуждение. Участники первой панели пытались говорить о результатах </span><span lang="EN-US" style="line-height: 150%;">PISA</span><span style="line-height: 150%;"> и вообще о качестве образования. Все аплодировали Александру Привалову, научному редактору журнала «Эксперт», сказавшему, что учитель должен получить статус госслужащего. Также собравшиеся приятно удивились сумме в 2 млрд рублей, которая была потрачена за два года в Республике Татарстан на развитие информационных технологий. Об этом поведал министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов. Он же сообщил о том, что каждому учителю в республике в личное пользование выдан ноутбук. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">На долю участников второй панели выпала дискуссия на тему «ЕГЭ: есть ли альтернатива?». Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов пытался, как всегда, логично рассуждать о том, что, собственно, не нравится в ЕГЭ (экзамен стал только письменным; спорные моменты при оценке творческой части </span><span lang="EN-US" style="line-height: 150%;">C</span><span style="line-height: 150%;"> экзамена по литературе и т.п.). В зале попросила слово представительница Чеченской Республики. По ее словам, в 2009-м ЕГЭ у них результативно сдали лишь 49% выпускников, остальные просто получили справки об окончании школы. Через год часть этих детей со справками пришла в школу снова – сдавать ЕГЭ. На мой вопрос в кулуарах о том, что же стало с теми, кто ЕГЭ не пришел пересдавать на второй год, она заметила: не всем нужно высшее образование; кроме того, все выпускники трудоустроились, избрав рабочие специальности, и весьма довольны…<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">На форум прорвалось и модное нынче интерактивное голосование, без которого не обходится ни одно популярное в народе ток-шоу. Видимо, Тина сочла, что без кнопочек педагогам будет скучно, и потому зачитывала каждые 15 минут вопрос с экрана и призывала голосовать. Зал в ответ, как правило, сильно шумел, поскольку почти все вопросы были сформулированы некорректно, однобоко, примитивно, а порой даже странно. Тина поправки принимала, на ходу прося своих помощников переделать вопрос, из-за чего возникала еще большая путаница, но кнопочки на пульте люди по-прежнему исправно жали. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">В качестве иллюстрации приведу примеры таких вопросов и количество ответов на них. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><b><i><span style="line-height: 150%;">– Нужны ли обязательные предметы в старшей школе?<o:p></o:p></span></i></b></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><i><span style="line-height: 150%;">Да – 86%; нет – 14%.<o:p></o:p></span></i></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><b><i><span style="line-height: 150%;">– Поможет ли открытость заданий ЕГЭ повысить объективность экзамена?<o:p></o:p></span></i></b></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><i><span style="line-height: 150%;">Да – 80%; нет – 20%.<o:p></o:p></span></i></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><b><i><span style="line-height: 150%;">– Эффективно ли для системы образования сделать ЕГЭ добровольным при том, что он будет обязательным для поступления в вуз?<o:p></o:p></span></i></b></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><i><span style="line-height: 150%;">Да – 80%; нет – 20%.<o:p></o:p></span></i></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">К вечеру градус дискуссий повысился, ведь участники третьей панели (А.Кондаков, А.Асмолов, А.Венедиктов, А.Гарифзянов) говорили об образовательных стандартах. Педагоги задавали сидящим на сцене экспертам вопросы: как мы будем оценивать в стандартах метапредметную составляющую? кто разъяснит всем педагогам новые термины, которые употребляются в тексте документа о стандартах? <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Ответы тонули в шуме и возмущении учителей в зале, разборках экспертов на сцене и оглушающего крика главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, обвинявшего учителей в пассивности и рассказывающего, что он здесь ради будущего своего ребенка, который пока в четвертом классе. Одна учительница из Ижевска не побоялась взять микрофон, заявить редактору, что тот ведет себя по-хамски и попросила его покинуть помещение. «Не дождетесь!» – сообщил Алексей Алексеевич, однако кричать и провоцировать педагогов на время перестал. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Правда, в пылу жарких споров и криков выяснилась наконец-то цель<i> </i>конференции (заметьте – к вечеру первого дня форума). Пытаясь успокоить и экспертов и участников, Тина заявила, что они с А.Венедиктовым от имени педагогической общественности входят в рабочую группу по усовершенствованию образовательного стандарта при Министерстве образования и науки РФ, поэтому хотят конкретных предложений от учителей. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><br />
</span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Придя в «Балчуг» на утро второго дня форума, я почувствовала, что атмосфера собрания в целом переменилась. Из настороженно-недоверчивой превратилась в восторженно-благостную. Загадка разъяснилась быстро. Оказалось, что вечером, на ужине в зале, где днем шли баталии, Тина подсела за стол к одной из групп учителей и просидела с ними чуть ли не до часу ночи, внимая их рассказам. Вкупе с личным обаянием телеведущей этого оказалось достаточно для того, чтобы значительная часть приглашенных педагогов очаровалась хозяйкой форума окончательно и бесповоротно. На протяжении всего дня к Тине подходили дамы и подсовывали свои блокноты, прося автограф.<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Так или иначе, но второй день в «Балчуге» получился более продуктивным. Всех педагогов разделили на три группы. В каждой назначили модератора и дали задание: обсудить третью версию проекта закона «Об образовании» и представить конкретные предложения по его изменению. В каждой из групп выступил депутат Госдумы, зампредседателя думского Комитета по образованию Олег Смолин, рассказавший про свои инициативы по реформированию системы образования. Основные его тезисы: поднять зарплату учителей до уровня, превышающего средние показатели по региону; приравнять педагогов к государственным служащим и оформлять пенсию по выслуге лет всем категориям педагогических работников. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">В группе под руководством моего коллеги, главного редактора журнала «Литература», учителя литературы Сергея Волкова, и в работе которой участвовала я, были предложены среди прочих такие позиции в закон:<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">– демонополизировать систему повышения квалификации;<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">– установить некую планку, по достижении которой перестать мучить педагогов регулярной процедурой аттестации;<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">– предложить в качестве главного критерия оценки деятельности учителя его урок и работу с детьми в любых формах. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">После обеда всех ждала дискуссия «Образовательная среда. Роль СМИ, семьи и школы». Для дискуссии Тина пригласила своих друзей: журналистку Марину Ахмедову из журнала «Русский репортер», ведущего ток-шоу «Пусть говорят» Андрея Малахова, Алексея Венедиктова и губернатора Кировской области Никиту Белых. Подчеркну: к учителям пришли не скучные академики и занудные «эксперты», зачитывающие текст и указания с бумажки, а личности, знакомые всей стране. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Выступления журналистки из «Русского репортера», промямлившей со сцены нечто невразумительное про учительское страдание, никто не понял. Зато все отлично поняли Никиту Белых, который заявил: «Власть коррупционна и неэффективна. Но надо признать, что и общество неидеально. <…> И если учительское сообщество хочет жить по-другому, то оно должно начать делать конкретные шаги, подчас больные и неприятные, а не только критиковать власть и министерство». <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Масла в огонь подлил и А.Венедиктов, резко кричавший с трибуны: «Дайте мне новый базисный учебный план </span><span lang="EN-US" style="line-height: 150%;">c</span><span style="line-height: 150%;"> измененными часами на разные дисциплины! Посчитайте, имея в виду, что, убрав, к примеру, один «лишний» час физики, вы сразу уволите энное количество учителей физики. Дайте новый вариант, и – клянусь – я положу его на стол министру. Но вы же не даете! А я обещаю, что озвучу министру все конкретные предложения, которые вы мне передадите».<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Учителя в ответ возмутились и заметили, что их дело – учить детей и вытирать им носы, а не думать за власть и бесплатно писать предложения по стандартам, в то время как разработчики получили за свою «работу» из государственной казны кругленькую сумму.<o:p></o:p></span></span></div><div align="center" class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: center;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">***<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Ощущение от форума осталось двойственное. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Тина пригласила в Москву лучших педагогов и директоров школ. Им оплатили поезда-самолеты, их накормили обедом-ужином и прокатили на теплоходе. Но, думаю, главным было то, что она <i>слушала</i> педагогов и всем желающим давала слово в дискуссиях. А еще убедила всех: их слова будут услышаны в министерстве. Судя по всему, этого сегодня отчаянно не хватает педагогической общественности. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Думаю, растрогало учительскую общественность и чистосердечное признание Тины в том, что она плоховато понимает происходящее сейчас в системе образования и хочет, чтобы учителя ей объяснили. Просветили ее, так сказать, за ее же деньги. Почему нет? Словом, со стороны хозяйки было сделано все, чтобы гостям шоу понравилось.<o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Однако переменить ту непростую ситуацию, в которой сейчас находится система образования в целом и каждый учитель в частности, одноразовым шоу не получится. Не знаю, понимают ли это организаторы, заявившие, что Т.Канделаки видит свой гражданский долг в том, чтобы помочь системе образования выйти из кризиса. <o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-size: small;"><span style="line-height: 150%;">Надежда на сайт <a href="http://%d1%83%d0%bc%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0.%d1%80%d1%84/"><span style="color: black; text-decoration: none;">http://умная-школа.рф/</span></a>, сделанный вроде бы в продолжение дискуссий на форуме, слабая. Ведь сами учителя во второй день, работая в группах, жаловались на то, что техники в школах много, но работать с ней учителей никто не научил. Так что рассчитывать на активность педагогов в Интернете сомнительно. <span style="background-color: blue;"></span><o:p></o:p></span></span></div><div class="MsoNormal" style="line-height: 150%; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;"><span style="font-family: Arial; font-size: 14pt; line-height: 150%;"><span style="font-family: Times,"Times New Roman",serif; font-size: small;">Но если целью молодой и энергичной команды «Апостол Медиа» было просто показать, что образовательные форумы можно устраивать по-другому – ярче, живее, продуктивнее, заразительнее, – то, возможно, другие смогут подхватить эстафету и продолжить в том же духе?.. Тогда у нас точно получится что-то изменить в школе.</span><o:p></o:p></span></div></div>Яна Сартанhttp://www.blogger.com/profile/17133650342603627983noreply@blogger.com2tag:blogger.com,1999:blog-7265814688900779700.post-91529109133075635232011-08-31T11:46:00.000-07:002011-08-31T11:46:49.981-07:00в последний день лета-2011<div dir="ltr" style="text-align: left;" trbidi="on">Отметила последний день лета (даже последние его часы:)) созданием этой странички. Решила, что надо все-таки осваивать новые технологии. Попробую пристреляться тут... </div>Яна Сартанhttp://www.blogger.com/profile/17133650342603627983noreply@blogger.com0