среда, 31 августа 2011 г.

Шоу «Умной школы»


Форум «Умная школа» состоялся в нашей столице в конце августа. Через пару дней после него я уселась за клавиатуру.
Итак, Национальный образовательный форум «Умная школа» был организован почти стихийно. В середине июля я первый раз о нем услышала, в конце августа он уже состоялся. С самого начала смущало несколько вещей.
Громкое название.
Организатор – член Комиссии по образованию Общественной палаты РФ Тина Канделаки, больше известная, конечно, как медиаперсона.
Финансирование – от медиакомпании «Апостол Медиа», принадлежащей Т.Канделаки.
Принципы организации – информация о нем нигде не появлялась, и я до последнего не была уверена, что на мероприятие попаду, ибо аккредитовали меня лишь за сутки до начала.
Цель, которая нигде не была озвучена.

Форум начался с задержкой на полтора часа. 200 приглашенных педагогов поселили в отеле «Балчуг Кемпински» напротив Кремля. И пока организаторы проверяли в зале работу аппаратуры (как потом было заявлено), учителя и директора тихонько возмущались в приятно декорированном холле отеля.
Когда наконец все переместились в зал, освещаемый сиреневым светом ярчайших софитов, на сцену вышла хозяйка форума Тина. Рассказала про свою первую учительницу, провела исторический экскурс, из которого присутствующие узнали, сколько килограммов сыра и какую часть автомобиля ВАЗ могли купить учителя на свою зарплату в 80-е, 90-е и в 2000-е годы.
Ну а дальше началось шоу. Правда, называлось это панельными дискуссиями, или панелями. Кресла на сцене занимали несколько экспертов по образованию, модератором оставалась Тина, и начиналось обсуждение. Участники первой панели пытались говорить о результатах PISA и вообще о качестве образования. Все аплодировали Александру Привалову, научному редактору журнала «Эксперт», сказавшему, что учитель должен получить статус госслужащего. Также собравшиеся приятно удивились сумме в 2 млрд рублей, которая была потрачена за два года в Республике Татарстан на развитие информационных технологий. Об этом поведал министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов. Он же сообщил о том, что каждому учителю в республике в личное пользование выдан ноутбук.
На долю участников второй панели выпала дискуссия на тему «ЕГЭ: есть ли альтернатива?». Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов пытался, как всегда, логично рассуждать о том, что, собственно, не нравится в ЕГЭ (экзамен стал только письменным; спорные моменты при оценке творческой части C экзамена по литературе и т.п.). В зале попросила слово представительница Чеченской Республики. По ее словам, в 2009-м ЕГЭ у них результативно сдали лишь 49% выпускников, остальные просто получили справки об окончании школы. Через год часть этих детей со справками пришла в школу снова – сдавать ЕГЭ. На мой вопрос в кулуарах о том, что же стало с теми, кто ЕГЭ не пришел пересдавать на второй год, она заметила: не всем нужно высшее образование; кроме того, все выпускники трудоустроились, избрав рабочие специальности, и весьма довольны…
На форум прорвалось и модное нынче интерактивное голосование, без которого не обходится ни одно популярное в народе ток-шоу. Видимо, Тина сочла, что без кнопочек педагогам будет скучно, и потому зачитывала каждые 15 минут вопрос с экрана и призывала голосовать. Зал в ответ, как правило, сильно шумел, поскольку почти все вопросы были сформулированы некорректно, однобоко, примитивно, а порой даже странно. Тина поправки принимала, на ходу прося своих помощников переделать вопрос, из-за чего возникала еще большая путаница, но кнопочки на пульте люди по-прежнему исправно жали.
В качестве иллюстрации приведу примеры таких вопросов и количество ответов на них.
– Нужны ли обязательные предметы в старшей школе?
Да – 86%; нет – 14%.
– Поможет ли открытость заданий ЕГЭ повысить объективность экзамена?
Да – 80%; нет – 20%.
– Эффективно ли для системы образования сделать ЕГЭ добровольным при том, что он будет обязательным для поступления в вуз?
Да – 80%; нет – 20%.
К вечеру градус дискуссий повысился, ведь участники третьей панели (А.Кондаков, А.Асмолов, А.Венедиктов, А.Гарифзянов) говорили об образовательных стандартах. Педагоги задавали сидящим на сцене экспертам вопросы: как мы будем оценивать в стандартах метапредметную составляющую? кто разъяснит всем педагогам новые термины, которые употребляются в тексте документа о стандартах?
Ответы тонули в шуме и возмущении учителей в зале, разборках экспертов на сцене и оглушающего крика главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, обвинявшего учителей в пассивности и рассказывающего, что он здесь ради будущего своего ребенка, который пока в четвертом классе. Одна учительница из Ижевска не побоялась взять микрофон, заявить редактору, что тот ведет себя по-хамски и попросила его покинуть помещение. «Не дождетесь!» – сообщил Алексей Алексеевич, однако кричать и провоцировать педагогов на время перестал.
Правда, в пылу жарких споров и криков выяснилась наконец-то цель конференции (заметьте – к вечеру первого дня форума). Пытаясь успокоить и экспертов и участников, Тина заявила, что они с А.Венедиктовым от имени педагогической общественности входят в рабочую группу по усовершенствованию образовательного стандарта при Министерстве образования и науки РФ, поэтому хотят конкретных предложений от учителей.

Придя в «Балчуг» на утро второго дня форума, я почувствовала, что атмосфера собрания в целом переменилась. Из настороженно-недоверчивой превратилась в восторженно-благостную. Загадка разъяснилась быстро. Оказалось, что вечером, на ужине в зале, где днем шли баталии, Тина подсела за стол к одной из групп учителей и просидела с ними чуть ли не до часу ночи, внимая их рассказам. Вкупе с личным обаянием телеведущей этого оказалось достаточно для того, чтобы значительная часть приглашенных педагогов очаровалась хозяйкой форума окончательно и бесповоротно. На протяжении всего дня к Тине подходили дамы и подсовывали свои блокноты, прося автограф.
Так или иначе, но второй день в «Балчуге» получился более продуктивным. Всех педагогов разделили на три группы. В каждой назначили модератора и дали задание: обсудить третью версию проекта закона «Об образовании» и представить конкретные предложения по его изменению. В каждой из групп выступил депутат Госдумы, зампредседателя думского Комитета по образованию Олег Смолин, рассказавший про свои инициативы по реформированию системы образования. Основные его тезисы: поднять зарплату учителей до уровня, превышающего средние показатели по региону; приравнять педагогов к государственным служащим и оформлять пенсию по выслуге лет всем категориям педагогических работников.
В группе под руководством моего коллеги, главного редактора журнала «Литература», учителя литературы Сергея Волкова, и в работе которой участвовала я, были предложены среди прочих такие позиции в закон:
– демонополизировать систему повышения квалификации;
– установить некую планку, по достижении которой перестать мучить педагогов регулярной процедурой аттестации;
– предложить в качестве главного критерия оценки деятельности учителя его урок и работу с детьми в любых формах.
После обеда всех ждала дискуссия «Образовательная среда. Роль СМИ, семьи и школы». Для дискуссии Тина пригласила своих друзей: журналистку Марину Ахмедову из журнала «Русский репортер», ведущего ток-шоу «Пусть говорят» Андрея Малахова, Алексея Венедиктова и губернатора Кировской области Никиту Белых. Подчеркну: к учителям пришли не скучные академики и занудные «эксперты», зачитывающие текст и указания с бумажки, а личности, знакомые всей стране.
Выступления журналистки из «Русского репортера», промямлившей со сцены нечто невразумительное про учительское страдание, никто не понял. Зато все отлично поняли Никиту Белых, который заявил: «Власть коррупционна и неэффективна. Но надо признать, что и общество неидеально. <…> И если учительское сообщество хочет жить по-другому, то оно должно начать делать конкретные шаги, подчас больные и неприятные, а не только критиковать власть и министерство».
Масла в огонь подлил и А.Венедиктов, резко кричавший с трибуны: «Дайте мне новый базисный учебный план c измененными часами на разные дисциплины! Посчитайте, имея в виду, что, убрав, к примеру, один «лишний» час физики, вы сразу уволите энное количество учителей физики. Дайте новый вариант, и – клянусь – я положу его на стол министру. Но вы же не даете! А я обещаю, что озвучу министру все конкретные предложения, которые вы мне передадите».
Учителя в ответ возмутились и заметили, что их дело – учить детей и вытирать им носы, а не думать за власть и бесплатно писать предложения по стандартам, в то время как разработчики получили за свою «работу» из государственной казны кругленькую сумму.
***
Ощущение от форума осталось двойственное.
Тина пригласила в Москву лучших педагогов и директоров школ. Им оплатили поезда-самолеты, их накормили обедом-ужином и прокатили на теплоходе. Но, думаю, главным было то, что она слушала педагогов и всем желающим давала слово в дискуссиях. А еще убедила всех: их слова будут услышаны в министерстве. Судя по всему, этого сегодня отчаянно не хватает педагогической общественности.
Думаю, растрогало учительскую общественность и чистосердечное признание Тины в том, что она плоховато понимает происходящее сейчас в системе образования и хочет, чтобы учителя ей объяснили. Просветили ее, так сказать, за ее же деньги. Почему нет? Словом, со стороны хозяйки было сделано все, чтобы гостям шоу понравилось.
Однако переменить ту непростую ситуацию, в которой сейчас находится система образования в целом и каждый учитель в частности, одноразовым шоу не получится. Не знаю, понимают ли это организаторы, заявившие, что Т.Канделаки видит свой гражданский долг в том, чтобы помочь системе образования выйти из кризиса.
Надежда на сайт http://умная-школа.рф/, сделанный вроде бы в продолжение дискуссий на форуме, слабая. Ведь сами учителя во второй день, работая в группах, жаловались на то, что техники в школах много, но работать с ней учителей никто не научил. Так что рассчитывать на активность педагогов в Интернете сомнительно.
Но если целью молодой и энергичной команды «Апостол Медиа» было просто показать, что образовательные форумы можно устраивать по-другому – ярче, живее, продуктивнее, заразительнее, – то, возможно, другие смогут подхватить эстафету и продолжить в том же духе?.. Тогда у нас точно получится что-то изменить в школе.

2 комментария:

  1. Яна, привет!
    Просто машу рукой, читать про "Умную школу" больше не могу -- все бумажные пакетики кончились.

    ОтветитьУдалить
  2. Яна Александровна, здравствуйте! Я не в тему, я больше по Вашему письму. Умных учить - только портить, у Вас и так хорошо получается. В числе моих постоянных читателей Вы уже есть. А я теперь Ваш первый постоянный читатель (и этим горжусь). Переход между страничками читателей - просто кликнуть по фото. В моих списках обратите внимание на Ардабьева (это лучший директорский блог прошлого года). Вас тоже с праздником Дня знаний! :)

    ОтветитьУдалить