воскресенье, 25 сентября 2011 г.

Электронная школа. Штрихи к портрету


Провела два дня в Казани. Своими глазами убедилась в том, что персональные компьютеры у каждого ученика – это не наше далекое и прекрасное будущее, а чудесное и очевидное настоящее. Это во-первых. Во-вторых, теперь знаю, что отвечать на реплики «молодые учителя в школу не хотят идти, им это неинтересно и не нужно». Так вот: в Казани девушки и юноши работать в школу идут, и им это нравится. Этим педагогам в среднем около 24-25 лет, и они красивые, улыбчивые и очень светлые. К ним мы вернемся чуть позже. Потому что начать нужно с того, что случилось в Республике Татарстан чуть более полутора лет назад.
Тогда президент Рустам Минниханов, едва вступив в должность, инициировал запуск масштабной программы «Электронное образование в Республике Татарстан» в сотрудничестве с компанией Intel и местным производителем комплектного оборудования ICL-КПО ВС*. 

Что и как было проделано за время реализации этой программы в Татарстане? Что изменилось в школах, в сознании учителей, в самих детях? Об этом и шла речь на Первой международной конференции «Электронная школа – 2011», состоявшей в середине сентября в Казани. Она была организована Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с корпорацией Intel при поддержке Министерства информатизации и связи Республики Татарстан (РТ).
Встреча получилась представительной: прибыло 45 делегаций из разных регионов России. В своем выступлении на пленарной части конференции министр образования и науки РТ Альберт Харисович Гильмутдинов рассказал, что они выстраивают «пирамиду информатизации образования. На сегодняшний день она выглядит так: отобраны 53 школы (по одной в каждом районе республики), в них реализуется модель электронного образования «1 ученик – 1 компьютер». Для ее успешного воплощения в жизнь критически важно, чтобы в школах работали сильные учителя, поэтому мы стараемся оснастить их современным образовательным контентом. Кроме того, в сетевом образовательном пространстве Татарстана создано уже более полутора тысяч сообществ педагогов. Учителя «живут» в них – выкладывают свои разработки, берут методики коллег, обсуждают, предлагают решения разных ситуаций на уроках. Ежедневно через эти сообщества «прокачивается» около 70 гигабайт информации!» 
Кроме этого, 42 тысячи педагогов за последний год здесь получили персональный ноутбук для выполнения административных задач и планирования уроков на дому за счет средств республиканского бюджета. Подобный проект - первый в России!
А теперь - впечатления от школ. 
1420 учащихся и 93 педагога «населяют» школу № 177 с углубленным изучением отдельных предметов. Акцент здесь делается на естественно-научный цикл. Это учебное заведение является крупнейшей школой в республике и первой, построенной по нетиповому проекту. Из 500 млн, в которые обошлось возведение такого дворца знаний, 60 млн ушло на покупку компьютерной и мультимедийной техники, лабораторного оборудования. Все это активно используется каждый день на всех уроках. И не только. Скажем, информационная система Vita Card помогает школьным врачам своевременно отслеживать необходимые прививки и делать мониторинг здоровья.
С компьютерными измерительными лабораториями школьники на дружеской ноге. Ведь они позволяют проводить самые невероятные опыты и эксперименты. Например, исследовать уровень стресса улиток. Учащийся 10-го класса занимается этим после уроков на кружке. К моллюску прикрепляются специальные датчики, соединенные с компьютером, – на экране высвечивается информация. Стукнешь с силой по парте рукой – животное незаметно для человеческого глаза вздрагивает, а на электронном графике отображается его состояние.
Юные химики тоже не теряются: смело смешивают жидкости, что-то поджигают, разбираются с многочисленными колбочками, изучают информацию в компьютере.
Есть в школе и своя собственная видеостудия «Четверть», где ребята снимают и монтируют собственные сюжеты и фильмы. «Дети с огромным удовольствием осваивают студийное оборудование, учатся на нем работать. В наших планах – основать мини-телестанцию, которая будет заниматься съемкой, монтажом и трансляцией фильмов в локальную сеть, состоящую из 57 телевизоров», – делится наполеоновскими планами директор школы Ильдар Имамов.
Гимназия № 19 г. Казани сделала ставку на две вещи. Во-первых, здесь внедряются передовые идеи Сингапура в области общего образования. Во-вторых, в ней очень много молодых учителей, которые пришли сюда буквально с университетской скамьи.
«Информатизация и коммуникация стали в Сингапуре теми точками отсчета, благодаря которым их система образования превратилась в одну из самых эффективных в мире, а ученики заняли первые строчки в исследовании PISA, – говорит замдиректора по учебной работе Наталья Вадимовна Стахеева. – Руководство Татарстана отправило в Сингапур делегацию. В нее попал и наш директор – Ренат Заманов. Так мы подружились с зарубежными коллегами».
Минувшим летом в школе был организован специальный курс повышения квалификации. Сингапурские специалисты проводили тренинги, делились опытом организации проектно-исследовательских работ, объясняли, как развивать критическое мышление учащихся, учили казанских педагогов примерять на себя новую роль – фасилитатора учебного процесса.
В разговоре с семиклассниками перед уроком физики выяснилось, что они уже второй год ходят в школу со своими личными ноутбуками. При этом, по словам ребят, бумажный учебник пока не забыт: при подготовке к урокам 60% информации они берут из него, 40% – в электронных ресурсах.
Учебный процесс здесь очень разнообразный. Например, если ученики усваивают новый материал быстро, педагог может посвятить один-два урока тому, чтобы ребята занимались личными, интересными им проектами. Школьники объединяются в группы по четыре человека и работают над одной темой, проводят эксперимент, описывают его, объясняют друг другу то, что непонятно, а учитель в это время наблюдает и, если нужно, что-то поясняет.
Помогла 19-й гимназии и грантовая программа «Наш новый учитель», учрежденная Министерством образования и науки РТ. Целых девять молодых преподавателей стали здесь обладателями этого гранта. Всем им пришлось выдержать немаленький конкурс. Из примерно 1200 человек, подавших заявки, отобрали лишь 150 ребят. По словам учителя химии и биологии Тимур а Владимировича Мамакова, среди условий участия в конкурсе на грант были такие: возраст не старше 35 лет, наличие высшего (не педагогического) образования, опыт работы в школе (если таковой был) не должен превышать 3 лет. "В качестве испытания мы выполняли тест, где были вопросы по педагогике и жизненной позиции, а после него – проходили собеседование,  вспоминает Тимур. У меня, например, спрашивали про междисциплинарный подход, узнавали, могу ли я вести не только химию, но и биологию, физику".
С сентября этого года все те, кто выиграл грант, начали получать ежемесячную прибавку к заработной плате в размере 7500 рублей. Кроме этого, я получил новое оборудование для кабинета химии. Сам грант рассчитан на три года. То есть, по условиям, я минимум три года должен отработать в школе. Кстати, после окончания университета у меня было несколько вариантов трудоустройства. До того момента, как я выиграл грант, все они были предпочтительнее работы в школе. Но пока я не жалею о своем выборе.
Молодой преподаватель английского языка Флюс Фазылович Гарипов тоже обладатель гранта. Он с большим энтузиазмом внедряет в школьную практику междисциплинарный подход, пробуя свои силы в преподавании истории и географии. При этом с легкостью может перейти с русского на английский. Дети в восторге от своего учителя. На таких междисциплинарных уроках они могут получить оценки сразу по нескольким предметам, ведь вместе с Гариповым такое занятие ведут учителя физики и географии. И каждый может не просто проработать с ребятами свою предметную тему, но и поставить оценку.
Когда ученики объясняют, что они сначала рассчитали траекторию движения ракеты и вычислили место, откуда ее лучше запускать, затем составили с помощью информации из Интернета описание приэкваторных земель на английском, потом начертили карту, – все это кажется столь естественным, что удивляешься, как может быть по-другому…


1 комментарий:

  1. Обзавидовался. Хотя и понял откуда, например, у Канделаки такая любовь к Сингапуру. :)

    ОтветитьУдалить